Проза, стихи, Серебряный бор

Вышел в свет новый номер журнала «Москва».

Публикуем представленный в номере фрагмент неопубликованной книги Михаила Вострышева «Москва ХХ века»

  • Зарядье
Вид на Зарядье со стороны Москворецкого моста. Фото 1898 годаВид на Зарядье со стороны Москворецкого моста. Фото 1898 года

Местность Зарядье располагается к востоку от Кремля и является одним из древнейших районов Москвы. В 1556 году царь Иван IV пожаловал участок на Варварке английской торговой Московской компании, которая выстроила здание Английского двора. Рядом с ним располагалось владение бояр Юрьевых (Романовых), на территории которого в XVII веке был создан Знаменский монастырь, именовавшийся «на Старом государевом дворе». Кроме того, в Зарядье в XVI–XVII веках находились Денежный двор, Гостиный двор, Устюжский гостиный двор, дворы знати, многочисленные храмы.

В XVIII–XIX веках Зарядье теряет фешенебельный облик, превращаясь в средоточие мелких торговых и ремесленных лавок и прочих заведений. В пожаре 1812 года все здешние деревянные дома сгорели. Окрестные земли скупили крупные московские землевладельцы и застроили двухэтажными и трехэтажными каменными домами, мастерские и квартиры в которых сдавались мелким ремесленникам.

К началу XX века эта местность, через которую проходили узкие и извилистые Москворецкий, Псковский, Ершов, Мокринский, Кривой переулки, приобрела дурную славу трущоб. Писатель Леонид Леонов в романе «Барсуки» описывает Зарядье перед Первой мировой войной 1914–1918 годов: «Жизнь здесь течет крутая и суровая. В безвыходных каменных щелях домов в обрез набилось разного народа всех видов и ремесел, копеечное бессловесное племя, мелкая муравьиная родня… Городские шумы и трески не заходят сюда — зарядцы уважают чистоту тишины… Только голубей семейственная воркотня, только повизгивающий плач шарманки, только вечерний благовест… Осенью в низине Зарядья стоит и со всех окружающих высот бежит сюда жидкая осенняя грязь».
Сад «Аквариум»

Сад «Аквариум» (здесь был павильон с аквариумом) — небольшой парк в центре Москвы, один из первых увеселительных садов столицы. Слева — фото начала ХХ века, справа — фото 2021 годаСад «Аквариум» (здесь был павильон с аквариумом) — небольшой парк в центре Москвы, один из первых увеселительных садов столицы. Слева — фото начала ХХ века, справа — фото 2021 года

Летний сад на Большой Садовой улице (дом № 16) был одним из первых увеселительных садов Москвы. Известен с конца XIX века сначала под названием «Чикаго». Принадлежал инженеру М.С. Малкиелю. В саду находились рестораны, открытые эстрады, а также театр, перед которым размещался бетонный бассейн с фонтанами, верандами и гротом. В 1898 году сад арендовал антрепренер Шарль Омон, который дал ему название «Аквариум», построил зал «Олимпия» и театр «Буфф». В начале ХХ века здесь был открыт один из первых в Москве кинотеатров, который также назывался «Аквариум».
Кузнецкий Мост

Час пик. Улица Кузнецкий Мост в сторону улицы Рождественки. Фото 1903 годаЧас пик. Улица Кузнецкий Мост в сторону улицы Рождественки. Фото 1903 года

Улица получила это название в XVIII веке по находившемуся в этой местности до 1819 года Кузнецкому мосту через реку Неглинную и по слободе кузнецов и конюхов Пушечного двора конца XV–XVII веков.

С начала XIX века на улице появляются магазины модных товаров и предметов роскоши, главным образом французские. Словосочетание «Кузнецкий Мост» прочно вошло в обиход московского света как символ высшего шика и последних модных новинок. «А все Кузнецкий Мост и вечные французы!» — осуждающе восклицает в «Горе от ума» Фамусов. Об изменениях, произошедших здесь к началу ХХ века, писал П.И. Богатырев: «На Кузнецком Мосту осталось до наших дней мало старинных магазинов: Швабе — оптический магазин, Гутхейля — музыкальный, Готье — иностранных книг, а также и нот, да еще кондитерская Трамбле, переведенная с угла Неглинной на угол Петровки. Теперь Кузнецкий Мост утратил до некоторой степени свое значение. Выстроены прекрасные новые ряды и пассажи, и “соблазн” Кузнецкого Моста разошелся по многим московским улицам».
Сад «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж». Главная аллея сада. Фото 1906 годаСад «Эрмитаж». Главная аллея сада. Фото 1906 года

Расположен в центре города (улица Каретный Ряд, д. 3). Является одним из первых увеселительных садов Москвы. Название получил от упраздненного популярного сада «Эрмитаж», находившегося в районе современной Селезневской улицы. Сад образован на месте обширной усадьбы княгини Дарьи Меншиковой. В 1894 году сад арендовал Я.В. Щукин, который перестроил находившееся здесь фабричное здание под театр, где стала выступать его опереточная труппа, а также заезжие гастролеры. Через год в саду появились две музыкальные эстрады и навесы для буфета. В 1896 году здесь прошел первый в Москве кинопоказ. В 1898 году спектаклем «Царь Федор Иоаннович» по пьесе А.К. Толстого в «Эрмитаже» состоялось официальное открытие Художественного общедоступного театра под руководством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, будущего Московского Художественного театра. Здесь театр постоянно давал спектакли до 1901 года. В 1909–1912 годах в саду было выстроено здание летнего Зеркального театра. В 1913–1914 годах в «Эрмитаже» работал «Свободный театр» под руководством К.А. Марджанова.
Вшивая горка

Вид Вшивой горки из-за Москвы-реки, где располагалась Котельническая слобода. Справа внизу храм Святителя Николая в Котельниках. Фото 1884 годаВид Вшивой горки из-за Москвы-реки, где располагалась Котельническая слобода. Справа внизу храм Святителя Николая в Котельниках. Фото 1884 года

Северо-западный склон Таганского холма, располагавшийся внутри Земляного города, в Заяузье, называли Вшивая горка[1]. Считается одним из «семи холмов» Москвы, достигая в высоту 145 метров. Другое (вариантное) название — Швивая горка (часть Гончарной улицы ранее называлась улицей Швивая Горка).

Об этой местности «Путеводитель по Москве» 1905 года писал: «Под тенистыми ивами вьется грязная, окрашенная стоками фабрик во все цвета радуги речка Яуза. Ее берега занимают фабрики, перемежающиеся огромными пустырями, садами, огородами. На косогоре, спускающемся к реке, почти всегда можно видеть фигуры босяков. Они здесь отдыхают, спят, чинят платье и т.п. Это изнанка города, его будничное лицо».
Лизин пруд

К.И. Рабус. Вид Симонова монастыря от Сергиевского (Лизина) пруда. 1843 годК.И. Рабус. Вид Симонова монастыря от Сергиевского (Лизина) пруда. 1843 год

Иван Второв в 1801 году записывает: «У Симонова монастыря бывал несколько раз, поверял описание Н.М. Карамзина, искал хижину, где жила его бедная Лиза, и видел только бугры и ямы, признаки бывших жилищ. Видел и тот пруд, или небольшое круглое озеро, осененное березами, в котором утопилась бедная Лиза. Смотрел на многие надписи на деревьях по-русски и по-французски. Их трудно было читать, и потому не мог разобрать тех стихов, о которых мне сказал А.И. Тургенев:

Погибла здесь в пруду Эрастова невеста.
Топитесь, девушки, и вам здесь много места».

Историк М.Н. Тихомиров вспоминал об этой местности начала ХХ века: «К Симонову монастырю примыкала небольшая роща… В этой роще находился маленький “Лизин пруд”, тот самый пруд, который описан был Карамзиным в его повести “Бедная Лиза”. По Карамзину, Лиза утопилась в этом пруду от несчастной любви. Во времена же моего детства утопиться в этом пруду при самом яростном желании… было невозможно. Пруд был мелководный и грязный».
Дорогомилово

Дорогомилово. Вдалеке справа видна церковь Смоленской Божией Матери, перед ней Дорогомиловский (ныне Бородинский) мост (в этом ракурсе кажется коротким). Фото 1902 годаДорогомилово. Вдалеке справа видна церковь Смоленской Божией Матери, перед ней Дорогомиловский (ныне Бородинский) мост (в этом ракурсе кажется коротким). Фото 1902 года

В конце XVI века Борис Годунов поселил на правом берегу реки, вдоль Можайской дороги, ямщиков, образовавших ямскую извозчичью слободу. Последняя стала называться Дорогомиловской ямской слободой.

В начале XX века это неблагоустроенная промышленная окраина с деревянными домишками, складами, пакгаузами. Ее описал А.Вьюрков: «Дорогомиловом называлась вся окраина за Бородинским мостом. Заселено оно было главным образом извозчиками, кустарями и рабочими. Дорогомиловская улица кончалась у заставы, где сейчас находится Трехгорный пивоваренный завод. Тут стоял шлагбаум, а по сторонам его желтые домики — кордегардии, караульные помещения. С каждой проезжавшей подводы у шлагбаума взимался двухкопеечный подорожный сбор; прежде у каждого проезжего проверялись подорожные документы. За шлагбаумом начиналась Дорогомиловская слобода. Это уже был не город, а уезд, провинция. Стояла слобода на знаменитом Можайском шоссе… Одна сторона шоссе была вымощена булыжником и называлась извозчиками зубодробилкой, а другая, немощеная, представляла обыкновенную проселочную дорогу… Застроена была слобода, как и все окраины Москвы, однотипными деревянными домиками. Каменные были наперечет. И, как правило, в них помещались аптеки, казенные винные лавки, трактиры, пивные и лабазы с овсом и сеном».
Серебряный Бор

Станция Серебряный Бор. Пакгауз. Фото 1907–1908 годовСтанция Серебряный Бор. Пакгауз. Фото 1907–1908 годов

Серебряный Бор — такое название получил образованный в начале XX века к северо-западу от Москвы дачный поселок. Название произошло от одноименного лесного массива. Серебряный Бор был интересен как характерный для Московской губернии тип «бора-беломошника» (от белого мха и происходит его название — серебряный, то есть белый, бор). Здесь можно было увидеть участки, на которых земля между деревьями почти сплошь покрыта белым хрустящим мхом-лишайником.

Серебряный Бор имел все приметы классического дачного поселка: здесь были не улицы, а линии, назывались эти линии именами русских писателей, а одному из классиков — Николаю Васильевичу Гоголю — поставлен памятник. И еще одна примета: не крестьянские дома, сдаваемые на лето горожанам, а настоящие дачи — с террасами, эркерами, затейливыми башенками по углам — украшали линии Серебряного Бора… Были здесь дачи великого князя Сергея Александровича, московского генерал-губернатора, директора факультета терапии Московского Императорского университета Николая Федоровича Голубова и других высокопоставленных лиц.
Хива

Храм Преподобного Сергия Радонежского  у Рогожской заставы на Хиве. Фото 1883 годаХрам Преподобного Сергия Радонежского у Рогожской заставы на Хиве. Фото 1883 года

Улица Хива проходила от Спасо-Андроньева монастыря к Рогожской ямской слободе (ныне Добровольческая улица). Название получила в XVIII веке, по одной версии, по стоявшему здесь двору купцов и послов Хивинского ханства, по другой — по находившемуся в этой местности кабаку «Хива».

Сергей Мухин вспоминал о начале ХХ века: «Улица, где мы жили, называлась Хива. Называлась она так по кабаку, который был здесь когда-то. Дом наш был угловой, езды по нашей улице было много. Везли скот на бойню, а с боен мясо… Извозчики, возвращаясь с боен, останавливались в чайной и пили чай. Чайная, или трактир, была чем-то вроде клуба. Сюда обычно шли, когда к кому-нибудь из рабочих приезжали из деревни или приходили знакомые. Здесь можно было получить газету или журнал на палке. Чай пили долго и просили добавок, конечно, или сахару, или чаю. По субботам тех, кто был постоянным посетителем, поили чаем бесплатно. Половые были одеты в белые панталоны, в белые рубахи, подпоясанные красным поясом, за которым был заткнут черный лаковый кошелек, где они держали свои жетоны, которыми расплачивались с хозяином. Кроме чаю, здесь можно было купить рубец и прочую требуху».

Журнал «Остряк» в 1910 году так охарактеризовал Хиву:

Это не в Азии, это в Москве
Улица так называется,
Здесь проживают гадалочки все,

Слава о них разрастается.
Драчевка

Церковь Николая в Грачах. Церковь была закрыта и разрушена в 30-х годах ХХ столетия. Фото 1881 годаЦерковь Николая в Грачах. Церковь была закрыта и разрушена в 30-х годах ХХ столетия. Фото 1881 года

Из прошения от 1 апреля 1905 года в Московскую думу домовладельцев и обывателей 1-го и 2-го участков Сретенской части: «Просим переименовать как улицу Драчевку[2], а также и прилегающие переулки, занятые всевозможными вертепами. Мы получили сведения, что полиция противится этому, извлекая себе выгоды от нахождения в этой местности вертепов. Так, бывшие полицейские чины в этой местности приобрели дома, населив их публичными заведениями…»

Из доклада городского головы князя В.Голицына от 1 сентября 1905 года: «Дома терпимости в районе Сретенской части существуют уже долгие годы, к ним приспособились как местные домовладельцы, так и обыватели. Громадное большинство домовладельцев приобрело недвижимость в Сретенской части, зная и имея в виду близкое соседство домов терпимости… Другими словами, местные жители Сретенской части 1-го и 2-го участков совершенно приспособились к близкому к ним соседству как домов терпимости, так и окружающих их вертепов. Выход остается один: оставить все по-старому до закрытия публичных домов».

Оглавление

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА

Вячеслав КИКТЕНКО В зеленой роще песенка дрожала…

Алесь КОЖЕДУБ Черный аист

Георгий КОЛЬЦОВ Неизбывная сила родства

Алёна ДАЛЬ Жизнь начерно

Александр ПОЛИКАРПОВ Ванька-дурак из Страны дураков

Евгений СТЕПАНОВ В частном доме

Валерий СДОБНЯКОВ Танин камень

Анастасия ЧЕРНОВА На высоком берегу

Иван РОГОВ Девушка на диване

ПУБЛИЦИСТИКА

Евгений КОВАЛЬ Донецкая скатерть над Рейхстагом…

Геннадий МАЙОРОВ В двух шагах от войны

КУЛЬТУРА

Нина ИЩЕНКО Изменяя культурную память

МОСКОВСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ

Рецензии на книги: Александр Евсюков. Двенадцать сторон света. — Екатерина Глушик. Своя чужая жизнь. — Образ: Альманах современной поэзии. 2021. № 9. — Джордж Фридман. Американская империя: Прогноз 2020–2030

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Виктор НАГИБИН Судьба ополченца

МОСКОВСКАЯ ТЕТРАДЬ

Михаил ВОСТРЫШЕВ Районы Москвы и окрестности. Главы из неопубликованной книги «Москва ХХ века»

ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ

Николай КАВЕРИН О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

Священник Димитрий ШИШКИН Патриархат

Юлия РОСТОВЦЕВА Дела Божии — судьбы человеческие