Тим Вейнер. ЦРУ. Правдивая история

вейнер цру

Было несколько недавних периодов, когда в американской и западноевропейской прессе было модным разоблачать ЦРУ, некомпетентность его работников и приводить описания совершенных ими ошибок, подлогов, разоблачения провалов. Автор книги, лауреат Пулитцеровской премии излагает более чем полувековую историю ЦРУ, опираясь на архивные документы и интервью сотрудников и те многочисленные публикации, которые были посвящены итогам их деяний, произошедших на Кубе, во Вьетнаме, Афганистане, Ираке и множестве других стран. Достаточно внимания в тексте посвящено взаимоотношениям многих американских президентов с руководством ЦРУ и попытками преобразовать эту организацию. Или как минимум – взять ее действия под контроль.
Первые годы своего существования ЦРУ было лишь одной из спецслужб, не имевших мирового значения. Как и когда ЦРУ получило неформальный, но знаковый статус почти всесильного борца с главами чужих стран, чья политика не устраивала Америку? Тегеран, 1953 год.
Одним из главных действующих лиц той истории стал Кермит Рузвельт-младший, внук президента США Теодора Рузвельта. Окончив в 21 год Гарвардский университет Кермит стал преподавателем истории в Калифорнийском технологическом институте. После вступления Америки во Вторую мировую войну Кермит служил в Управлении стратегических служб (OSS, предшественнике ЦРУ), которое через полтора месяца после окончания боевых действий было расформировано и Кермит Рузвельт демобилизовался. Затем он сооснователем и исполнительным секретарем организации «Американских друзей Ближнего Востока» (AFME). В 1950 году поступил на службу в ЦРУ в Управление планирования (DDP) , возглавляемое Фрэнком Гардинером Виснером. Кермит сначала работал в Египте и имел отношение к свержению королевской власти в 1952 году, а через несколько месяцев был откомандирован в Иран.
В Иране к власти пришел Моссадык, национализировавший англо-иранскую нефтяную компанию, и началось англо-иранское противостояние.
В январе 1953 года главой Секретной разведывательной службы (СИС, SIS) стал генерал британской армии сэр Джон Александр Синклер, который в течение четырех лет руководил спецоперациями, проводил реформы набора и условий службы в новых послевоенных условиях, и взаимодействий со спецслужбами других государств.
«18 февраля 1953 года недавно назначенный руководитель британской Секретной разведывательной службы прибыл в Вашингтон. Сэр Джон Синклер, тихий шотландец, известный общественности как C, а друзьям — как Синдбад, встретился с Алленом Даллесом и предложил непосредственным руководителем переворота назначить Кима Рузвельта. Британцы дали своему плану прозаическое название — операция «Сапог». Рузвельт подобрал более солидное и величественное: «Аякс» — по имени мифического героя Троянской войны. (Странный выбор, поскольку, согласно легенде, Аякс сошел с ума, истребил целое стадо овец, решив, что это вражеские воины, а потом совершил самоубийство, не перенеся позора, после того как пришел в себя)».
Кристофер Монтегю Вудхаус, 5-й барон Террингтон, полковник, дипломат и политик, работал в английском посольстве в Тегеране и руководил в Иране британской спецслужбой СИС. Вудхаус, как позже указывалось в рядя публикаций европейских изданий, пробуя по приказу английского правительства организовать свержение Мосадыка, ежемесячно выделял на подкуп иранских политиков, редакторов газет и журналистов, религиозных деятелей и депутатов парламента огромную по тем временам сумму – 10 тысяч фунтов стерлингов.
В 1952 году по указанию Лондона К. М. Вудхаус неофициально занимался тем, что пытался поставить из Ирака в живущем в северной части Ирана племенам, которые должны были бороться с советской армией, которая, по мнению английского правительства, по указанию Сталина, собиралась вторгнуться в Иран, который становился республикой без всякого шаха. СССР не стал вводить войска на иранскую территорию, но англичане опасались, что Москва поддержит действия иранской компартии Тудэ. После прибытия в Тегеран Кермита Рузвельта К. М. Вудхаус передал ему для организации совместных действий против правительства свою агентурную сеть и организовал знакомство коллеги из ЦРУ руководителям преступных иранских группировок, готовых за доллары организовывать и совершать любые преступления.
В издании уделено внимание Фиделю Кастро и Кубе. До прихода к власти Фидель Кастро не делал антиамериканских заявлений. А его происхождение и образование позволяли США считать, что он один из «так называемых бунтарей, с которыми можно договориться». Неслучайно, по запоздалому признанию Уильяма Колдуэлла, бывшего резидентом ЦРУ в Гаване, к нему чаще всего в 1958 году обращались с вопросом — кто такой Кастро, и в чем заключается его реальная программа? Если б они тогда знали… В воспоминаниях президента США Эйзенхаура говорится: «Только в конце 1958 года ЦРУ впервые предположило, что победа Фиделя Кастро будет не в интересах Соединенных Штатов». Но было уже поздно… Уже тогда не только Куба, а весь мир с симпатией следил за победоносным движением «барбудос» («бородачей»). Но только не ЦРУ…