Напоить столицу волжской водой

В конце зимы 1932 года строительство канала Москва-Волга было по постановлению Совета труда и обороны при СНК СССР включено в число «ударных объектов».

Жители Москвы со времен Российской империи страдали от недостатка чистой питьевой воды. В начале ХХ века на Москве-реке выше города была построена Рублевская водопроводная станция, оснащенная новейшими на тот момент фильтрами и дававшая воду хорошего качества. Но в 1920-х годах город стремительно рос, развивалась промышленность, и Рублевская станция не могла обеспечить водой население и заводы. Тем более, что подача воды с нее была возможна лишь в западную половину столицы.

Был разработан ряд проектов снабжения Москвы водой. Например, постройки 100-километрового трубопровода от Оки, бурения множества артезианских скважин или создания водохранилищ на Москве-реке и ее притоках – Рузе, Истре. Последний вариант все равно не решал проблему увеличения водоснабжения. Хотя к 1952 году водохранилища в верхнем течении Москвы-реки и на реках Рузе и Озерне были спроектированы и впоследствии созданы.

Но радикальным решением проблемы стала постройка канала Москва-Волга, по объему выполненных работ сопоставимого с Суэцким каналом, а по сложности условий заметно его превосходящего.

С августа 1933 года к строительству канала кроме наемных рабочих были привлечены «каналармейцы», заключенные, для которых был создан Дмитлаг, его подразделения располагались вдоль трассы канала. То, что канал строили заключенные, не было засекречено, об этом сообщалось в прессе вплоть до газеты «Правда».

Вода из Волги – из Иваньковского водохранилища, именуемого также Московским морем, — поднимается по склону Клинско-Дмитровской гряды с помощью насосов (Волжский склон канала). Потом следует цепочка водохранилищ, которую завершает Химкинское водохранилище, где расположен Северный речной вокзал. Его построили еще на сухом месте до заполнения канала. Здание вокзала увенчано одной из первоначальных кремлевских звезд.

Из Химкинского водохранилища выходят два канала. Один продолжает основную трассу канала Москва – Волга и впадает в Москву-реку, нисходя по Москворецкому склону с помощью двух шлюзов. Второй – Сходненский деривационный канал – пополняет водой реку Сходня и обеспечивает работу крупнейшей на канале Сходненской ГЭС. К турбинам этой ГЭС вода изначально текла по двум деревянным трубам длиной 180 метров и диаметром по 5,4 метра, которые были собраны из сосновых досок по принципу бочки и стянуты железными обручами. Сходненская ГЭС питает энергией шлюзы Москворецкого склона канала. Деревянные трубы успешно служили не одно десятилетие и были заменены на металлические только в наши дни.

Особое значение имеет Учинское водохранилище, изначально (и сейчас тоже) окруженное строгой запретной зоной. Оно сразу предназначалось для забора питьевой воды. По Восточному водопроводному каналу (подземному, выходящему на поверхность лишь на глухих участках Лосиного острова) вода перекачивалась на Сталинскую (ныне Восточную) водопроводную станцию. Она была построена в поселке Восточный между Москвой и Балашихой.