САВАК. Охота на беглеца

 

Бежавший из Ирана первый директор — и один из создателей — спецслужбы САВАК Теймур Бахтияр надеялся, что Мохаммад Реза Пехлеви позовет его обратно и назначит на ответственный пост. Однако шах получил от ЦРУ данные о планах Бахтияра использовать ресурсы США для дестабилизации внутренней обстановки в Иране. Кроме того, Бахтияр намеревался шантажировать часть тегеранской элиты компрометирующими документами САВАКа. Часть этих документов бывший директор сумел при увольнении  сохранить для личного пользования.

 

Мохаммад Реза Пехлеви во время церемонии во дворце Ниарван

Мохаммад Реза Пехлеви во время церемонии во дворце Ниарван

Бахтияр не мог вернуться в Иран; именно поэтому он принялся искать на Западе союзников для организации переворота. Бывший генерал занялся дискредитацией шаха и его реформ: он публиковал материалы о деятельности шаха в 1950-е годы и бедственном положении простых иранцев в 1960-е. Бахтияр рассчитывал сместить шаха при помощи иностранных агентов и прийти к власти в Иране. При этом бывший беспощадный глава спецслужбы рассуждал о светлом будущем для всех иранцев.

«– Если бы его величеству обо всём доложили в тот самый день, когда охрана супруги второго человека в САВАК стреляла в несчастного инженера в универмаге на улице Джордана, – САВАК не был бы в том положении, что сейчас.

Я не знаю, о каком подвиге САВАК говорит Пэжман: в эти дни я слышала о многих преступлениях и о безжалостности саваковцев»

Шахрияр Замани. Нахид

Бывший директор САВАКа знал о методах и возможностях шахской спецслужбы. Однако он полагал, что благодаря своей личной изворотливости и предусмотрительности, а также благодаря помощи разнообразных союзников, сумеет не только выжить и свергнуть династию Пехлеви, но и вернуться в Иран. Шах и новое руководство САВАКа было в курсе этих враждебных планов.

Чтобы пресечь деятельность Бахтияра,  иранский суд обвинил его в государственной измене, после чего он был объявлен правительством Ирана в международный розыск. В 1967 году иранская юстиция предъявила Бахтияру заочное обвинение в подстрекательстве к покушению на шаха. 23 сентября 1967 года в Тегеране состоялся суд, на котором генерала признали виновным и заочно приговорили к смертной казни.

Один из документов САВАК

Один из документов САВАК

Весной 1968 года Бахтияр прибыл в Бейрут и спустя несколько дней его арестовали местные власти. Его обвинили в контрабанде оружия. На следующий день иранское посольство потребовало выдать преступника Тегерану. Однако влиятельные союзники бывшего генерала помогли ему освободиться и уехать из Ливана в Ирак, где его принял Саддам Хусейн. Иракские спецслужбы использовали связи Бахтияра в борьбе против Ирана, поэтому иракское правительство не спешило выдавать беглеца Тегерану.

Спустя несколько месяцев после бегства Бахтияра из Ливана депутаты иранского парламента проголосовали за резолюцию, лишающую Бахтияра всех воинских званий, и конфискацию всего принадлежащего ему имущества. Однако генерал был к этому готов и продолжил свою активную антишахскую деятельность, приводя в бешенство как самого Мохаммада Резу, так и своих бывших коллег по спецслужбам.

В Багдаде Бахтияр принялся собирать антишахский союз, финансируемый правительством Ирака и курируемый лично Саддамом Хусейном. В союз вошли как представители беглых иранских либералов (выступавших против шаха и САВАКа), так и члены партии Туде.

В Ираке Бахтияр пытался договориться о сотрудничестве с аятоллой Хомейни, который находился в изгнании в городе Наджафе, основанном легендарным халифом Харуном ар-Рашидом. Однако генерал просчитался – Хомейни не поверил в его намерения помочь иранскому народу. Кроме того, в союзники Бахтияр записал агентов чужих спецслужб — от восточногерманской (ГДРовской) Штази, завербовавшей не только видных функционеров Туде, в том числе Мохаммада Пур-Хормозана и сотрудников шахского посольства, до агентов КГБ, которых в первую очередь интересовала деятельность американских военных и сотрудников ЦРУ в Иране.

Генерал Нематолла Нассири

Генерал Нематолла Нассири

Разгневанный шах отдал приказ новому (уже третьему по счету) директору САВАКа генералу Нассири во что бы то ни стало ликвидировать «предателя» Бахтияра и изъять хранившиеся у него документы о коррупции, преступлениях и прегрешениях тегеранского правителя. САВАК начал масштабную охоту на своего бывшего директора. Члены САВАКа, под видом борцов с шахом, угнали иранский пассажирский лайнер в Багдад.  В Ираке Бахтияр их принял  как союзников.  Они даже стали бывать у него в тщательно охраняемом особняке, где жили его жена и сыновья. Самого Бахтияра круглосуточно защищали сотрудники иракских спецслужб, – Управления общей безопасности (поддерживающего связи с КГБ СССР), — курируемых лично Саддамом Хусейном.

Перед агентами САВАКа была поставлена цель не просто организовать убийство Бахтияра, но сделать так, чтобы ликвидаторами считали кого-то из тех, с кем Бахтияр создавал антишахский союз. Тогда правительственная иранская пресса должна была начать в стране и за рубежом внушительную по своим масштабам пропагандистскую компанию. Дескать, бывшего генерала, беглеца и палача, убили его же подельники, не поделившие западные деньги…

«– Вопрос о культурном наследии и о незаконной торговле древними памятниками этой великой цивилизации – жгучий и больной. За многие годы совершено столько непростительного, что язык отказывается говорить.

– Подручные САВАК, – добавляет Кейхан, – несколько месяцев назад прямо в университете напали на профессора с ножом, и он лежал в больнице.

Негахбан снимает очки в каучуковой оправе и долго смотрит в окно.

– Мой смелый юноша, – говорит он Кейхану, – мы имеем дело с бандой грабителей. Я много лет в одиночку боролся с этим. Доктор Пэжман – он же доктор Гасеми – окончил Сорбонну и был блестящим студентом, но дёшево продался и стал участником мародёрского проекта».

Шахрияр Замани. Нахид

Убийство Бахтияра было организовано не в оснащенном дорогостоящей системой видеонаблюдения особняке, , а на охоте, куда 12 августа 1970 года он отправился в сопровождении своего иракского телохранителя и мнимого иранского соратника (агента САВАК). Первым выстрелом агент ранил жертву в плечо, потом застрелил иракского охранника и выпустил в Бахтияра еще шесть пуль. Генерал был доставлен в багдадский госпиталь еще живым, но вскоре скончался.

Агент САВАК направился через пустыню к иранской границе, но неподалёку от нее был схвачен иракскими пограничниками, которые отвезли его на допрос к Саддаму Хуссейну в Багдад. Планы САВАКа стали известны общественности, а подробности убийства Бахтияра были преданы широкой огласке. Как бы то ни было, проведенная спецоперация стала одним из главных достижений директора САВАКа Нассири. Шах был доволен, тегеранская элита ликовала…

Алекс Громов