Михаил Попов. Идея

идея

Вышла новая книга известного российского писателя Михаила Попова – сборник повестей и рассказов «Идея». На первый взгляд может показаться, что перед нами серьезное идеологическое сочинение, но, слава богу, нет. Это сборник беллетристики, причем самой разнообразной: от достаточно объемистых повестей до совсем небольших рассказов, написанных в самые разные годы. Мы держим в руках избранное довольно известного писателя, до того отметившегося в основном своими многочисленными романами. Открывается книга повестью «Идея», произведением, давшим название всему собранию. Это имя главной героини, матери автора. В детстве она получила вполне нормальное имя Аграфена, но потом революционно настроенный отец решил дать ей наименование в духе времени. На обыгрывании этого имени много построено в повести. Повесть краткий, сжатый и динамичный очерк о жизни незаурядной женщины, прошедшей войну и дожившей до перестроечных лет. Она прошла через расстрел, но чудом осталась жива, с комическим удивлением она взирает на страну, ставшую жертвой периода первоначального накопления капитала. Все это рассказано очень живо и даже забавно. Вторым идет в собрании большой рассказ «Сталинский дом», главный герой которого, капитан первого ранга, решил удивить мир своим необыкновенным сочинением — в нем он подводит итоги всего советского периода — и вложил в его издание деньги за проданную квартиру в сталинском доме. Он ожидает огромных прибылей и убеждает своих раздраженных детей, что скоро деньги от продаж его книжки некуда будет складывать. И самое смешное — на одно мгновение ему улыбается удача, его произведением заинтересовывается лидер одной молодежной музыкальной группы Крюк и предлагает капитану первого ранга выступать вместе, чтобы таким образом распространять произведение. Но миг удачи был короток. Крюк погибает от отравления спиртом «Рояль», и его группа распадается. Но не только судьба родных и ветеранов заботит Михаила Попова. Советуем обратить внимание на повесть «Рометта и Джульео». Эта вещица — своеобразно переработанная всемирно известная шекспировская пьеса «Ромео и Джульетта». Действие, как и у классика, происходит в Вероне, но заброшенной в не слишком отдаленное будущее, где возобладали законы ЛГБТ-сообщества. И в этой Вероне запрещены браки между мужчиной и женщиной, а «в законе» браки однополые. Эта условность дает М. Попову возможность закрутить весьма забавный сюжет с массой интересных ситуаций и положений. Замечателен трагикомический рассказ «Левша, или Сорок первый», это необычное повествование о дружбе двух одноногих людей. Один из героев делает другого одноногим в поисках самой искренней дружбы. В общем, черный юмор. В общем, что и говорить, перед нами собрание разнообразнейших произведений, и чтение этой книги доставит истинное удовольствие самому взыскательному читателю.

«В своем детстве я много, больше, чем, скажем, одноклассники, уделял времени военным играм. Не только носился с палкой по кустам или подрывал найденные в заросших окопах патроны. Сам что-то мастерил, неделями сидел на полу в каникулы, двигая пластилиновые флоты и фаланги. Может быть, в этом изобретательном игрушечном воевании сказались отцовские гены. Сказать по правде, не густое наследство, потому что ни малейших способностей к рисованию мне по этой хохляцкой линии не досталось.

Интересно, что все началось с денег. Или тут правильнее сказать, с денег начался конец. Вот уж с чем в нашем крохотном семействе было просто. Жили точнехонько от зарплаты до зарплаты. Слава Богу, что в те поры ее не задерживали даже на день, более того, если в этот распорядок втискивался праздник, выплачивали заранее. Никакого представления о «черном дне», оно и понятно, откуда ему взяться при стойкой и полной вере в неотвратимо наступающее «светлое будущее». При маминой профессии, да если еще и помноженной на ее характер, способов к разбогатению не было. Иностранные языки в школьном и техникумовском образовании вещь неотменимая, но вместе с тем и вполне боковая. Во времена нашего белорусского сидения в общежитии совхоза-техникума сумки с пахучими подношениями и завернутые в газетку пачечки десяток от маститых заочников шли магистрам более основательных, практических наук, где все связано было с металлом, электричеством и особенно логарифмом и дифференциалом, что, по сути, справедливо. Ничего — ни золотой цепочки, ни браслетки или колечка на память о маме-бабушке не осталось у Идеи Алексеевны, или, может, разметалось все по железным дорожкам от Алтая до Полесья.

Помню отлично такой случай: в ювелирном магазине Гродно выбросили «золото» (то ли подорожало оно, то ли подешевело), и образовалась страшная, с давкой, скандалами, очередь; мы проходили мимо и мама с самым неподдельным смехом комментировала происходящее. Мол, что за странные люди, для чего копить эти желтые побрякушки, отказывая себе во всем. Нисколько не притворялась».

Михаил Попов – известный прозаик и поэт. Автор ряда остросюжетных исторических романов. Автор киносценариев к фильмам «Арифметика убийства» (Гран-при фестиваля Киношок) и «Гаджо». Лауреат Премии имени Андрея Платонова «Умное сердце», Премии Правительства Москвы, Горьковской литературной премии и других престижных наград. Его произведения переведены на китайский, французский, английский, арабский, болгарский, немецкий, латышский языки.

Книги Михаила Попова выходят в крупнейших российских издательствах и пользуются неизменным успехом у читателей.