Виктор Захарченко: Наши парни рубятся по-настоящему!

17 января в московском ГЦКЗ “Россия” по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоится концерт “Святки в России”, посвященный 10-летию возрождения Московского Сретенского монастыря. В концерте примут участие Государственный академический ордена Дружбы народов Кубанский казачий хор и мужской хор Московского Сретенского монастыря. В программе — церковные песнопения, народные русские и казачьи песни, а также авторские произведения художественного руководителя Кубанского казачьего хора Виктора Захарченко.

Сегодня народный артист России Виктор Захарченко отвечает на вопросы нашего корреспондента.

— Расскажите, пожалуйста, об истории создания Кубанского казачьего хора.

— История начинается с 14 октября (по новому стилю) 1811 года. Тогда на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, один из самых почитаемых среди казачества, впервые в церкви запел войсковой певческий казачий хор. Казаки всегда были очень верующими, у них всегда были походные церкви вроде палатки. Кубанцы же пришли при Екатерине II из Запорожья – и с собой эти церкви привезли. Кубань тогда называлась Черноморье, было два казачьих войска — Черноморское и Линейное. Потом соединили два казачества в одно, назвали его Кубанским. И хор тогда стал именоваться Кубанским. Он пел в разных храмах… В Екатеринодаре, ныне Краснодаре, был тогда замечательный храм Святого Александра Невского. В 1932 году его разрушили, но сейчас наш губернатор обещает восстановить.

А хор без перерыва просуществовал до 1920 года, когда пришла новая безбожная власть, запретившая петь не только духовные песнопения, но и народные песни, потому что это, дескать, “проклятое прошлое”. До 1936 года расстреливали даже за то, что человек хранил дома саблю или кубанку… Но в 1936 году произошли изменения, думаю, потому, что назревала война, Гитлер пришел к власти, было ясно, что он хочет захватить и всю Европу, и нашу страну. Тут Сталин и правительство, почувствовав, что войны не избежать, вспомнили, что казачество всегда было силой России. В том же году организовали два казачьих хора: Донской — в Ростове, а в Краснодаре – Кубанский, который возглавили последний регент дореволюционного хора Григорий Митрофанович Концевич и Яков Тараненко. Так появился Государственный Кубанский казачий хор. В 1937 году хор подготовил программу и показал ее в Москве, в Большом театре.

— А как же запрет на исполнение духовных песен?..

— Да, было указание не петь церковных песнопений и народных песен. Пели песни о Сталине и о счастливых станицах, классические оперные хоры. Выступили… И вдруг Концевича прямо там арестовывают и обвиняют в подготовке покушения на Сталина! Двух недель не прошло, как его приговорили к смертной казни и 24 декабря 1937 года расстреляли. И первого запевалу гимна кубанских казаков “Ты, Кубань, ты, наша родина…” тоже расстреляли.

Но все же казачество стало потихоньку возрождаться — даже тогдашним властям было понятно, что эти люди не задумываясь пойдут в бой за Родину. Руководителем хора стал Яков Тараненко, и хор продолжал успешно выступать. Представляете, как ликовало казачество!.. Началась война – хор ушел на войну.

Но в 1961 году Хрущеву пришла нелепая мысль: нельзя разделять искусство на профессионалов и самодеятельность, нужно попросту распределить профессиональных артистов по самодеятельным коллективам. В результате 100 профессиональных коллективов было расформировано, людей разбросали как придется. Конечно, это бред, ничего из такой затеи не вышло… Вновь наш хор собрали в 1968 году.

— А как давно вы руководите этим хором?

— Меня пригласили в 1974 году – до того я был хормейстером Государственного Сибирского народного хора. И назначение мое случилось тоже в праздник Покрова, как и основание хора… Я сделал программу, основанную на записях песен станиц Краснодарского края. В 1975 на Первом всероссийском конкурсе государственных русских народных хоров мы заняли первое место. И с тех мы не только выступаем в России, но и путешествуем по всему миру.

— За границей хорошо воспринимают казачьи песни?

— Конечно, тамошняя публика глубину оценить не в силах. Идут как на экзотику. Но принимают здорово! Мы были за рубежом более 150 раз – на всех континентах, в Африке, в Австралии и Новой Зеландии, в Мексике, в Индии, в Китае… В Европе выступали неоднократно – в одной только Германии раз 15.

— А государственные деятели интересуются вашим творчеством?

— С Владимиром Путиным мне довелось встречаться неоднократно, я из его рук орден “За заслуги перед Отечеством” IV степени получил. А еще мы выступали в Германии на 60-летии канцлера Шредера. Там телевизионщики спросили Путина, какой подарок он приготовил для Шредера. Он ответил, что это секрет… А мы в праздничном концерте спели песню из Ганновера, родного города канцлера, на ганноверском же диалекте. Это его потрясло! Путин потом передал нам слова Шредера: вы не только свое искусство сохранили, но и наше, которое мы уже позабыли!

— В чем сходство и различие, если сравнивать кубанские песни с народными песнями других областей России?

— Коротко рассказать об этом вряд ли возможно. Но могу сказать, что общерусских песен попросту не существует. Допустим, по радио звучит “Ой, мороз, мороз…” в исполнении Воронежского народного хора – но если поездить по деревням, станет ясно, что повсюду ту же самую песню поют по-разному. В каждом регионе есть свой фольклор. Наш научный отдел записал более 100 тысяч фольклорных произведений — за сто лет не перепоешь!

— Расскажите подробнее о программе “Святки в России”.

— Когда в августе 1995 года патриарх был в Краснодаре, он попросил нас спеть. Мы исполнили ему мою песню на стихи иеромонаха Романа. И патриарх благословил нас участвовать в церковных богослужениях, прямо в тот же день пригласили нас на службу с участием Его святейшества. А в этой программе мы будем выступать вместе с хором Сретенского монастыря (регент — Игорь Тымуш) и вокальной группой детской школы Кубанского казачьего хора (руководитель — Наталья Безуглова).

Концерт откроют оба хора совместным исполнением “Рождество Твое, Христе Боже”. Потом наш хор покажет фрагменты народного святочного обряда, записанного в станицах Краснодарского края, – колядки, щедровки. Сретенский хор исполнит духовные песнопения. Прозвучат несколько моих песен, например, “Колокольный звон” на стихи иеромонаха Романа, “О России петь – что стремиться в храм” на стихи Игоря Северянина, русские и украинские народные песни. Особо отмечу, что по просьбе настоятеля Сретенского монастыря архимандрита Тихона мы исполним его любимую песню “Поехал казак на чужбину далеко”.

— Есть ли в вашем репертуаре военные песни Собственного Его Императорского Величества Конвоя, в рядах которого традиционно служили кубанцы?

— Мы же поем народные песни, значит, и сами конвойцы не могли их не петь. Они же на этом были воспитаны!

— Казачество во все времена славилось как доблестью (это в первую очередь) и приверженностью христианской вере – но одновременно и склонностью к кое-каким традициям разбойничьей вольницы. Как эта гремучая смесь отражается в песнях?

— Казаки без стеснения называли себя воинством Христовым, сражались за веру и Отечество. Лихое было воинство, хотя и грешное, ходили в походы… сами понимаете. На склоне лет казаки порой уходили в монастырь — грехи замаливали. Но удали и мужества всегда было через край. И у нас эта лихость есть, особенно в танцевальных номерах. У нас такие замечательные танцоры, костюмы, сабли! Если рубятся артисты, то по-настоящему. То, что наши парни саблями вытворяют, непривычному человеку видеть страшно – кажется, всех перережут (смеется).

— Участники хора – потомственные кубанские казаки?

— К сожалению, не все, примерно половина. Есть люди из других городов, у которых в родне были казаки. Или из других казачеств. Казаки сегодня не те, что были раньше. Но возвращение к казачеству все-таки идет. У нас в Краснодаре есть кадетский корпус, в школах изучают историю казачества.

— Можно ли говорить, что казачьи песни и сейчас являются живой традицией?

— Да! У нас каждый год – этнографические экспедиции, привозим множество записей, занимаемся всеми жанрами фольклора. Это живая традиция! Существует детский фестиваль “Кубанский казачок”. Диву даюсь, откуда каждый год берутся новые коллективы – и ведь очень неплохо поют. Значит, потребность в такой песне есть, это важно. По сравнению с телевизионной продукцией… Два-три десятка исполнителей не сходят с экрана, но жизнь-то идет своим чередом. Жизнь совсем не такая! Виртуальная реальность — она и есть вымышленная, склеенная. Возникла было идея создать программу “Артисты российской эстрады в гостях у Кубанского казачьего хора”. Но я к ней отношусь сдержанно. Мне не хочется в этом растворяться. Искусство должно звать к высокому, нравственному, ведь пошлости вокруг и так хватает.

 

Беседовала Ольга Шатохина