Как Большой театр стал Большим

Большой театр знаменит на весь мир не только своими спектаклями, но и уникальным музеем. Там собраны афиши, фотографии, костюмы и многие другие свидетельства театральной жизни, начиная с далеких времен.

Камзолы и платья

Коллекция костюмов в музее насчитывает порядка 3 тысяч единиц хранения – от XVIII века до современности. В числе старинных костюмов есть и те, которые когда-то были подарены театру благодарными зрителями. После большого пожара в 1853 году, когда в огне погибла большая часть декораций и сценических костюмов, руководство театра обратилось к публике с просьбой пожертвовать одежду, которая может пригодиться для спектаклей. Старомодные на тот момент камзолы, преподнесенные в дар, не только пригодились для исторических постановок, но и являются теперь экспонатами музея.

Федоровский Ф.Ф.  Эскиз декорации к опере 'Золотой петушок'. Город-Леденец. 1932 г.

Федоровский Ф.Ф. Эскиз декорации к опере ‘Золотой петушок’. Город-Леденец. 1932 г.

А недавно, уже в начале XXI века, в одном из сундуков было случайно обнаружено старое платье. Вернее, на первый взгляд, это было что-то вроде пыльной рваной тряпки. Но находка сразу показалась достойной внимания, и ее вручили реставраторам. Это оказалось действительно платье эпохи Серебряного века – необыкновенное красивое, из розового тюля, похожее на эскиз костюма к балету «Дон Кихот» Л. Минкуса в оформлении К.А. Коровина.

Музей и московское метро

лидия харина

Директор Музея Большого театра Лидия Харина рассказывает:

— Театральная площадь — это особое для Москвы место. Сейчас многим кажется, что здесь всегда стояли три театра. Хотя изначально был один, это нынешний Большой театр. Потом открылся Малый театр. А уже после напротив него появился театр, который поначалу назывался Новый драматический, а потом Императорский новый театр, ставший второй сценой Малого театра. Теперь это РАМТ. И к нему примыкает здание – дом генерал-майора Полторацкого. Сегодня мы знаем этот угловой дом по входу в метро «Охотный ряд» и «Театральная». Но мало кому известно, что в доме Полторацкого на втором этаже была большая танцевальная зала с колоннами. Потом здание еще надстроили, оно стало четырехэтажным, но самый высокий был второй этаж, там потолки пять метров. Именно в этом зале на втором этаже одно время размещался наш музей Большого театра. То есть, он как раз над метро находился. Мы в свое время шутили между собой, что нам, работникам музея, очень удобно, не нужно выходить на улицу, мы просто открываем люк и спускаемся в метро. Действительно, старожилы говорили, что был некий выход на лестницу – то ли пожарную, то ли техническую – и оттуда можно было попасть практически прямо на станцию.

— Проходит время, — продолжает Лидия Глебовна, — в 2005 году началась реконструкция Большого театра. И перед ним тогда сделали подземный концертный зал – Бетховенский. Но когда театр открывают после реконструкции, этот зал оказывается невозможно эксплуатировать. Потому что каждые несколько минут музыканты слышат стук колес проезжающих поездов, там же большая подземная развязка. И они жалуются: «Мы так не можем играть». Так вот, кто-то помнит, наверно, как в конце 2011 года метро в центре несколько дней было закрыто. В эти дни метрополитен ставил под рельсы как раз в этом месте специальные заглушки, чтобы стук колес не был слышен в новом Бетховенском зале.

Звезды сцены на фото

Музей Большого театра появился на заре Советской власти. Первое положение о нем подписал знаменитый нарком просвещения Луначарский. Поначалу не было ни своего помещения, ни тем более возможности организовать экспозицию. Но уже в начале 1923 году в фойе бельэтажа Большого театра была открыта небольшая выставка. И оказалось, что публике она очень даже интересна, несмотря на нелегкие времена. Со вниманием слушали посетители и лекции о композиторах, артистах, балетмейстерах, которые на выставке читали сотрудники Музея.

О сокровищах музейного собрания рассказывает вышедшая не так давно иллюстрированная книга «Большой театр и музей. 1918–2018. Из коллекции Музея Государственного академического Большого театра России». В ней представлены все уникальные фонды — фотографий, афиш, программ, эскизов декораций, костюмов, гримов и бутафории, нотных изданий, а также архивно-рукописный и мемориально-вещевой фонды. Вошедшие в книгу статьи написаны непосредственно хранителями коллекций.

Особое внимание уделено появлению фотографии и тому, как ее начали применять в театральном деле. Еще в эпоху Российской империи делались снимки артистов в гриме, составлялись альбомы костюмов, декораций, бутафории. Также была организована последовательная съемка мизансцен в спектаклях. Причем вести такую съемку мог только тот, кто имел официальное звание фотографа Императорских театров. Он подписывал обязательство добросовестно исполнять все требующиеся съемки и получал от театра необходимое оборудование. А вот ремонтировать технику надо было уже за свой счет. Но зато такой фотограф мог по собственному почину снимать артистов в образах и потом продавать открытки перед спектаклями. Теперь коллекция фотографий представляет собой ценнейшее историческое свидетельство.

Алекс Громов