Трагедия иранского авиалайнера

Утром 3 июля 1988 года иранский пассажирский самолёт Airbus A300B2-203 отправился в рейс между Тегераном и Дубаем с промежуточной посадкой в Бендер-Аббасе. Самолет летел по заранее утвержденному маршруту в рамках международного воздушного коридора 35-километровой ширины.

Iran_Air_655_Strait_of_hormuz_80

Маршрут иранского самолета и место его гибели

Американский военный крейсер «Винсеннес» («Vincennes») находился тогда в территориальных водах Ирана. Он выпустил в мирный лайнер две ракеты «Стандарт-2» класса «земля — воздух».

Крейсер был оснащен новейшей на тот момент многофункциональной корабельной боевой информационно-управляющей системой «Иджис» и считался самым защищенным кораблем ВМС США. Его задача была охранять танкеры в Персидском заливе.

 «За несколько лет до того, как я оказался в армии, я изучал воспоминания ваших солдат, вернувшихся с войны: летчика, который сбросил на Хиросиму атомную бомбу «Малыш», а также тех военнослужащих, которые в годы Вьетнамской войны сжигали целые деревни вместе с их жителями, подозревая, что там укрываются вьетконговцы. Общей особенностью всех этих мемуаров является то, что, придя в себя, эти люди начинали раскаиваться и мучиться от стыда за свои поступки»

Хабиб Ахмад-заде. Я буду до конца жизни нести на себе эту тяжелую ношу (сборник «Хроники блокадного города»)

Командир крейсера «Vincennes» капитан Уильям К. Роджерс доложил в Пентагон об угрозе от истребителя F-14, который шел на сближение с крейсером «во враждебной манере». По словам капитана, приближающийся самолет вошел в пике, набирая скорость, будто бы собираясь атаковать крейсер. Поэтому был отдан приказ произвести залп. Одна из выпущенных крейсером ракет попала прямо в авиалайнер и разорвала его на две части. Останки мирного рейса под номером 655 рухнули в воду. Жертвами стали 298 пассажиров и членов экипажа, в том числе 66 детей. Погибло 254 иранца, 13 граждан ОАЭ, 10 граждан Индии, 6 граждан Пакистана, 6 югославов и 1 итальянец. Не спасся никто. Командиру крейсера доложили об успешном поражении цели. Лишь позже американская команда поняла, что сбила мирное судно. Это стало ясно, когда среди обломков так и не удалось найти ничего связанного с вооружением, а также доказательств того, что это был военный самолет.

 

«Через 30 секунд в правое крыло пассажирского лайнера ударила первая ракета. На капитанском мостике оператор Руди Пахойо все еще продолжал снимать происходящее на камеру. Случайно на микрофон записались и некоторые возгласы: «Все кончено! Он падает! Мы его подбили!». Вслед за этим появился один из дозорных и сказал, что это не мог быть истребитель F-14. Обратившись к старшему помощнику Ричарду Фостеру, он тихо добавил: «Упавшие обломки самолета гораздо крупнее». В нескольких милях от происходящего на командном мостике «Монтгомери» члены экипажа увидели крыло пассажирского лайнера с уцелевшей на нем гондолой двигателя, которое рухнуло в воду.

Из ответа американского офицера Дэна Хербина на открытое письмо иранского писателя Хабиба Ахмад-заде (сборник «Хроники блокадного города»)

На следующий день, 4 июля, в США отмечали День независимости, а в Иране был объявлен день национального траура. В ряде стран начались выступления против американского акта агрессии. Стали появляться многочисленные публикации ведущих катарских, дубайских газет, других изданий, радио- и ТВ-программ стран Персидского залива, европейской прогрессивной прессы: «Ни один честный человек не может закрыть глаза на ошибку, совершенную американским военным кораблем»; «Почти 300 невинных людей стали жертвами ускоренной милитаризации Персидского залива, которая продолжается несколько месяцев. Ни новые американские меры по защите торгового судоходства, ни наращивание вооружений не привели к прекращению ирано-иракского конфликта»; «Иностранные флоты не должны относиться к воздушному пространству над Персидским заливом как к сфере своей военной деятельности».

 

Учебный пуск ракеты с крейсера «Винсеннес». Аналогичной ракетой из этой же установки был поражен иранский пассажирский самолет

Учебный пуск ракеты с крейсера «Винсеннес». Аналогичной ракетой из этой же установки был поражен иранский пассажирский самолет

Америке пришлось отреагировать, однако первоначальная версия была, что сбит иранский военный самолет. В ответ с заявлением выступил министр иностранных дел Ирана (15 декабря 1981 года — 20 августа 1997 года) Али Акбар Велаяти: «Вашингтон практически признался в своем преступлении, допустив, что его вооруженные силы сбили ракетами иранский военный самолет. Никакого иранского военного самолета в это время в данном районе не было. Американскими ракетами сбит аэробус, совершавший рейс в Дубай».

«Дело было не том, что, как Вы заявляли, система «Иджис», это компьютерное сердце «Винсеннеса», дала сбой и показала «Аэробус» меньше его действительных размеров, сделав его похожим на F-14. На самом деле весь комплекс обусловленных причин, вытекающих из неправильной подготовки, стресса и страха, привел к тому, что Вы отдали приказ выстрелить до полного распознавания цели. Фактически столкновение американской мечты с реальностью и смертельной опасностью привело к тому, что Вы приняли гражданский «Аэробус» на мониторе радара за пикирующий военный самолет».

Хабиб Ахмад-заде. Я буду до конца жизни нести на себе эту тяжелую ношу (сборник «Хроники блокадного города»)

11 июля 1988 года в своем специальном выступлении президент США Рональд Рейган назвал случившееся «страшной человеческой трагедией» и признал ответственность за гибель 298 человек. Однако он оправдал действия команды крейсера, заявив, что выпущенные по самолету ракеты были использованы в качестве «надлежащей оборонительной акции» с целью «самозащиты от возможного нападения», поскольку приближающийся самолет «не отреагировал на неоднократные предупреждения». Американский президент, желая быстрее замять мировой скандал, отметил, что США намерены предложить семьям погибших в катастрофе иранцам и гражданам других стран денежную компенсацию. При этом компенсация не предназначалась правительству Ирана, и выплата компенсации родственникам погибших делалась на добровольном основании, без признания США юридической ответственности.

Американский президент также заявил о частичной вине Ирана в «трагической случайности», поэтому объявил, что военные корабли США по-прежнему останутся в Персидском заливе для охраны доставки необходимых Западу танкеров с нефтью. Таким образом США и Великобритания (в лице премьер-министр Маргарет Тэтчер) оправдали действие американских ВМС как «самооборону». Поэтому ни командир крейсера, ни члены команды, которые действовали «согласно инструкции», не были наказаны. Более того, Уильям К. Роджерс спустя несколько месяцев был награжден «Легионом почёта» — американским военным орденом, вручаемым за исключительные и выдающиеся заслуги и достижения по службе в чрезвычайной обстановке. Уильям К. Роджерс был удостоен этой награды за успешную службу в период с 1987 по 1989 годы, в продолжение которой, по его приказу, был сбит иранский пассажирский самолет.

Спустя 11 дней после случившейся трагедии, по просьбе иранского руководства, было созвано экстренное заседание Совета Безопасности ООН. На нем обсуждали уничтожение американским военным судном пассажирского самолета. На заседании первым выступил министр иностранных дел Ирана Али Акбар Велаяти. Он высказал слова соболезнования семьям погибших и надежду на то, что мировое сообщество должным образом отреагирует на агрессивные действия США. В своей речи Велаяти, заранее предвидя появление американских версий, объясняющих инцидент, опубликовал все иранские данные о полете иранского самолета. Он предоставил СМИ стенограмму переговоров пилотов с иранскими диспетчерами — дешифровку 7 минут полета, — и последние слова командира лайнера, 38-летнего Мохсен Резая, сказавшего: «Всего хорошего!..». Затем в эфире наступила тишина…

На мой взгляд, каждому американскому военному, остающемуся вдали от городского шума и неоновых рекламных огней, каждому пустому, но самонадеянному политику, — всем им достаточно показать усыпанное звездами небо и природу, созданную Всевышним, и сказать при этом только одно: что сотворивший ее Бог гораздо больше, чем экран вашего телевизора или радара, что под Его сенью живут также и другие люди, у которых есть сердце и чувства, что их душа болит за других людей, таких же, как и они сами, однако они не желают забывать об истинной цели жизни в чрезмерном поиске удовольствий… Итак, если мыслить таким образом, то из Сан-Диего (места строительства знаменитого самолета Чарльза Линдберга) уже никогда не выйдет другой корабль, который, вместо того чтобы быть началом незабываемого перелета Линдберга над океаном, станет причиной одной из крупнейших авиакатастроф в истории.

Хабиб Ахмад-заде. Я буду до конца жизни нести на себе эту тяжелую ношу (сборник «Хроники блокадного города»)

Затем министр иностранных дел Ирана обратился к членам Совета Безопасности ООН. «Даже если принять американские утверждения, что это — несчастный случай, — заявил он, — это ни в коей мере не умаляет серьезной ответственности США. Ясно, что, наделив своих военно-морских офицеров в Персидском заливе столь широкими полномочиями и принимая во внимание нестабильность обстановки, обусловленную присутствием там ВМС США, американские политические деятели прекрасно осознавали неизбежность трагедий подобного рода, —  и при этом ровно ничего не сделали для их предотвращения».

В своей ответной речи тогдашний вице-президент США и будущий глава страны Джордж Буш-старший заявил, что в трагедии виноваты сами иранцы, поскольку не озаботились тем, чтобы маршрут их авиалайнера не пролегал в районе боевых действий. Направив самолет над американским крейсером, сами иранцы, а не команда крейсера, запустившая ракеты, допустили трагическую ошибку. Неслучайно Буш-старший произнес историческую фразу: «Я никогда не буду извиняться за Соединённые Штаты Америки. Неважно, какие факты будут представлены нашими оппонентами».

Carlucci_and_Crowe

Министр обороны США Фрэнк Карлуччи и адмирал Уильям Кроу младший во время брифинга, посвященного гибели иранского самолета

В США провели расследование действий американских ВМС, в рамках которого был озвучен ряд версий, оправдывающих запуск ракет по иранскому самолету. Уильям Джеймс Кроу-младший — американский военачальник, адмирал, Председатель комитета начальников штабов (1985—1989) — утверждал, будто иранский «самолет следовал вне отведенного воздушного коридора на большой скорости и к тому же шел на снижение, не отвечая на подававшиеся ему радиосигналы». На самом деле, упоминаемая в прессе скорость аэробуса — более 500 миль час — была преувеличена в два раза в сравнении с реальной. Лайнер наоборот набирал высоту, а не снижался, пикируя на крейсер. По одной из американских версий, иранский пассажирский самолет собирался идти на таран американского военного, полностью вооруженного корабля.

Погибший иранский самолет за три года до катастрофы

Погибший иранский самолет за три года до катастрофы

В американской печати предполагали, что иранский самолет отклонился от намеченного курса (что было неправдой), а также что иранский лайнер отправлял два опознавательных сигнала, — «гражданский» и «военный», — и потому его приняли за военный самолет (что было ложью). Все эти версии были опровергнуты иранской стороной.

В мае 1989 года иранское правительство подало иск против США в Международный суд ООН. Оно требовало признать американское правительство виновным в нарушении конвенций о международных воздушных перевозках. Лишь спустя 7 лет между странами было заключено мировое соглашение. Денежные выплаты родственникам погибших и членов экипажа США рассматривали как жест доброй воли. Однако до сих пор Америка так и не признала свою ответственность за гибель людей и не принесла своих извинений семьям жертв.

Алекс Громов