Я. Я. М. де Гроот. Война с демонами и обряды экзорцизма в Древнем Китае

война с демонами

В научном издании описаны не только истоки экзорцизма и описания действий прославленных магов, но и экзорцизм в литературе, а также практики изгнания демонов и призраков, божественные письмена и другие предсказания. В книге приводятся сведения о методах и практиках, применяемых одним из самых известных даосских мыслителей и алхимиков — Гэ Хуна. В древности одним из главных способов борьбы с демоническими болезнями были прижигания. Так Гэ Хун в одном из приписываемых ему трактатов отмечал, что для изгнания призраков-трупов, вызывающих болезни, следует применять «четырнадцать прижиганий в трёх цунях соска с левой стороны у мужчин и с правой стороны у женщин… Мой метод лечения внезапного помешательства заключается в следующем: следует ввести иголки под большие пальцы ног больного. Ещё один совет: крепко-накрепко связать руки больного верёвкой и, держа его локти, сделать семь прижиганий с левой и с правой стороны тела. Тогда больной сразу крикнет на языке призраков имя своего мучителя и попросит прекратить прижигания; затем следует осторожно поговорить с призраком, после чего развязать больному руки. Если человек время от времени плачет, тяжело дышит, стонет или задыхается, значит, он поражен демоном». Так как в древности были уверены, что призраки насылают помешательство на женщин, и видящие призрака женщины вступают с ним в сексуальную связь, то Гэ Хун давал совет связывать у женщины большие пальцы рук и делать прижигание там, где пальцы касаются друг друга. Это место называется «Логовом, где воет призрак» именно потому, что во время совершения прижигания демон устами женщины молит о пощаде и обещает убраться восвояси. Именно это служит доказательством того, что женщина находилась во власти призрака. Но для его изгнания нужно сделать семь или даже четырнадцать прижиганий. Если призрак упорствует, то надо сделать прижигания и на больших пальцах ног, именуемых «глазами призрака на ногах».
Чтобы изменить судьбу человека, улучшить её, надо дать человеку соответствующее имя. Это поможет, так как призраки, прежде мешавшие человеку примут его за другого, и оставят в покое. Так Гэ Хун писал об этом древнем обычае: «Лао-цзы часто менял имена, которые носил в детстве и зрелости, и Дань было не единственным его именем. Причина этого в следующем. В «Цзю гун цзи сань у цзине» и в «Юань чэнь цзине» сказано, что на пути каждого человека встречаются «переплетения опасностей». Если человек попадает в неблагоприятное положение, жизнь можно продлить, а опасностей избежать, если сменить имена, данные в детстве и зрелости. Так можно сохранить гармонию с изначальной пневмой. И по сей день многие постигшие Дао поступают так».
Среди знаменитых ханьских колдунов, упоминаемых в официальной истории, — Шоу Гуан-хоу и Мин Чун-янь, повелевший волшебному дракону спуститься с небес и отдать свою печень, которая была нужна магу для исцеления больного.
Злейшим врагом демонов, согласно народным поверьям, является тигр, и поэтому существовал древний обычай располагать изображение тигра перед входом в дом, причём в ряде изображений — тигр крылатый. В своём медицинском трактате Гэ Хун указывает, что если мучают ночные кошмары, то лучшим средством является подушка, похожая на голову тигра. Гэ Хун упоминает различные амулеты, при помощи которых можно превратить воду в вино, камень — металл, да любое вещество — в другое по желанию мага. Так Гэ Хун рассказывает о даосском маге по имени Гэ Юань, который был способен не только обходиться без пищи, но обладал способностью видеть призраков, повелевать ими и уничтожать не покорившихся ему. Также этот маг мог в одежде вступать в пламя и не только не обгорал сам, но и не горела его одежда. Гэ Юань мог спокойно спать на самом дне бурлящей реки. Так в описании Гэ Хуна говориться о самом знаменитом амулете Цзе Сяна, другого даосского мага. В сочинениях Гэ Хуна рассказывается об экзорцистской силе кинжалов, мечей и ножей, которых надлежит использовать во время «внезапных кошмаров».