Велосипед и паровоз: первые в мире

Сентябрь примечателен сразу двумя знаменательными датами в истории транспорта. 15 сентября 1801 года императору Александру I представили первый в мире двухколесный велосипед. На этой модели изобретатель, Ефим Михеевич Артамонов, крепостной Пожвинского завода, доехал от Урала до Санкт-Петербурга, и, прибыв на коронацию Александра I, объехал вокруг празднующих церемонию. Растроганный император давал Ефиму и всем его родственникам вольную и небольшую денежную награду. А вот судьба самого изобретения, достаточно практичного и удобного, способного развивать скорость 10 км/час, оказалась печальной – его поместили в царскую коллекцию диковин, а потом в суете войн с Наполеоном о велосипеде, даже предполагаемом для использования в армии, благополучно забыли. До наших дней дошли его точные копии…

А 15 сентября 1830 года в Англии прошла торжественная церемония открытия первой междугородней железнодорожной линии на паровой тяге. В ней приняли участие многие знаменитости и видные государственные деятели, в том числе — премьер-министр герцог Веллингтон, другие министры, члены королевской семьи и аристократы. Дорога связывала города Ливерпуль и Манчестер. Руководил постройкой дороги изобретатель паровоза Джордж Стефенсон, а при строительстве дороги были впервые использованы многие технологические новинки, и поэтому эксперты того времени назвали построенную магистраль настоящим шедевром дорожного строительства. Именно эта дата – 15 сентября 1830 года считается точкой отсчета строительства железных дорог на планете.