Кирзачи для Золушки

По поводу хрустальных туфель Золушки давно кипят дискуссии. Здравомыслящие люди говорят, что стеклянные туфли – это не долгий путь к личному счастью, а быстрый к серьезным травмам. Или в лучшем случае, в них просто невозможно сделать даже один шаг. Да это же сказка, возражают романтики. Им радостно вторят продавцы сувениров в виде тех самых туфелек. Вот вторых-то можно понять, у них профит. Но здравомыслящие не унимаются и начинают искать объяснения.

Самое популярное – переводчики наврали. Правда, непонятно, при переводе с какого на какой. Потому что мы привыкли, что вот она – сказка Шарля Перро о злой мачехе и милой падчерице. С лихими сюжетными поворотами и неизбежной моралью. Если посмотреть, кто и какими тиражами издавался в нашем секторе Галактики, когда интернет был еще не во всяком фантастическом романе, не говоря о реальности, то среди сочинителей мсье Перро (под разными псевдонимами, чтобы на любых языках звучало красиво) – в первой пятерке.

И даже революции, которые периодически происходят на очередной планете – под самыми прогрессивными лозунгами, разумеется – тут ничего не меняли. Потому что пресловутая новая, прогрессивная, иногда даже классовая мораль может в некоторых аспектах полностью совпадать с самой что ни на есть традиционной. Поэтому дворянин, придворный Людовика XIV, академик — со своей сказкой неоднократно приходился ко двору в государствах трудящихся.

А вот с туфелькой ситуация оставалась непонятной. Иногда ее объясняли ошибкой очередного переводчика. Но непонятно, как могли одинаково ошибаться переводчики из разных областей галактического сектора. И вдобавок из разных веков.

На самом деле, сюжет «Золушки» придумал вовсе не Перро. Он древний, как само явление сказки. Со времен доисторических пирамид и прочих зиккуратов так повелось – красивая, но незаслуженно обижаемая (а то и вовсе проданная в рабство) девушка каким-то образом теряет свою обувку. Вариантов много – птица утащила сандалию, башмачок в реку упал, туфелька запуталась в хворосте… Но как бы то ни было, обувка попадает к важному человеку (королю, принцу, фараону, мандарину, звездному императору), следует приказ «отыскать!», а в финале свадьба.

Соответственно и материалов для тех туфелек – безмерное множество. От позолоченной кожи и расшитого золотыми нитями бархата до чистого серебра, золота и даже алмаза. Вряд ли туфли, выточенные из цельных бриллиантов каждая, будут практичнее хрустальных!

И, кстати, стеклянные туфли в сказках встречаются издавна. Не только в этом бродячем сюжете. А вот меховых особо не попадается. Это к тому, что есть мнение: название одного из видов меха созвучно слову, обозначающему стекло, и вот так оно и получилось… Ну, не был мех в те далекие времена чем-то невозможным! Были очень дорогие меха. Были такие, что по закону полагались только королям на мантии, а не милым девушкам на балетки. Но это все равно не сказки.

Перро осознанно писал сказку. О невозможном, нереальном, сияющем и сверкающем. Стеклянный корабль из другой известной сказки тоже в реальности не поплывет. А о том, что щуки не разговаривают, и печки к передвижению не склонны, даже и напоминать неловко. Сделать карету из тыквы – даже на время! – может только фея.

Это сказка. Тут другие правила.

А на самом деле все было немного иначе. Не зря задают вопрос — как так во всем королевстве, пусть даже маленьком, не нашлось другой барышни с тем же размером обуви. Пусть даже не идеально подошли бы ей туфельки, но по размеру же!

Да, мы делаем рабочую обувь, у нас традиции производства еще с древних времен по строгим нормативам. Конечно по льду и сквозь пламя в них ходить не рекомендуется. Но для надежной защиты ног…

Почему такие маленькие? Вот размерная сетка.

У них грубая рабочая обувь выглядит крошечной. Технология такая. Инопланетная. Теперь понятно? Принц знал кого ищет, и конечно, подойти туфельки могли многим. А вот признать… только ту, для которой изготовлены. И только на ней они могли быть хрустальными и функциональными одновременно.

…Копирайтер Лютяй устало потер виски. Кажется, на сегодня все, можно текст отправлять. Туфли, пусть и хрустальные – разве это повод для спора? Современные технологии и не такое позволяют изготовить. Впрочем, стоп, сказал себе Лютяй. Обобщенный обзор технологических возможностей сегодня никто не заказывал.

Новелла «Кирзачи для Золушки» — часть повести Ольги Шатохиной «Игры, в которые играют нейросети» из сборника «Рожденные технологией»