Алекс Громов. Советская пропаганда

сов_пропаганда

Книга известного историка посвящена не просто сталинской эпохе, в которой были великие достижения и огромные трагедии, но и тому, в чем кроется секрет устойчивого современного интереса к ней, прежде всего ее образам, созданным пропагандой, до сих пор способным воздействовать на умы и чувства…
Советский Союз был очень разным на тех или иных этапах своего развития. Отношение к чему-то, казавшемуся, если наблюдать за массовой советской пропагандой, еще недавно основополагающим, могло меняться до противоположности. Будь то идея мировой революции, отношение к собственной дореволюционной истории или возрождение обычая наряжать новогоднюю елку. Сталинская пропаганда говорила не только о настоящем и будущем, но и прошлом, моделируя его, демонстрируя не только советским гражданам, но и приезжающим в СССР иностранцам, именно таким, мрачным, бесперспективным и несправедливым, по сравнению с которым советское настоящее выглядело как верная, хотя и тернистая дорога к неизбежному светлому будущему.
В чем же была уникальность сталинской пропаганды? Она вовсе не была бездумной машиной, а наоборот – создавала набор взаимопересекающихся символов, «изгоняя» в негатив или забытье те, которые были не только враждебными, но и просто не укладывались в этот набор. Причем, такими изгнанниками могли оказаться обладатели имен, еще недавно звучавших в том самом пропагандистском ряду в качестве вождей революции и верных сынов партии. Именно так сошла со сцены почти вся ленинская гвардия. «…Уже подросла новая поросль советских карьеристов, среди которых были те, кто не только не сражался с самодержавием, но и не участвовал в сражениях Гражданской войны. В первую очередь из-за возраста. Но у этих новых выдвиженцев были свои неоспоримые преимущества – нужное (правильное) социальное происхождение, отсутствие порочащих связей с другими разгромленными партиями и оппозицией. Новые назначенцы должны были сменить не отдельных представителей старой ленинской гвардии, а целый слой партийцев со стажем».
В книге анализируются знаковые события послереволюционного и предвоенного времени, особенности пропаганды в тот или иной период, значение газетных публикаций и массовых видов искусства, прежде всего кино и литературы.