История древних украшений

Древнее Искусство проявляется во многих — казалось бы незначительных вещах… Например — женские украшения. Камни, металлы и формы — наполнены смыслом, доступным немногим. Можно прожить и без всего этого, как можно обойтись без цветов в вазе… Но они радуют глаза эстета.
Наши творения должны украшать Миры и пробуждать мысли. Если картина художника оставляет нас равнодушными — она ничто. Если ничто — то уже не Искусство, а там где нет Искусства — нет и Древних…

Высокий Язык Древних никогда не был достоянием толпы. Ему невозможно научиться, и он не может умереть, пока жива сама Древняя Кровь. На Высоком Языке можно что-то недосказать, но невозможно лгать. Он выражает индивидуальность и характер личности…

001

Уже в доарийские времена Индия славилась своими ювелирами. На раскопках древнейших цивилизаций Хараппы и Мохенджо Даро были найдены украшения из золота, серебра и драгоценных, полудрагоценных камней (сердолик, агат, яшма, нефрит, лазурь…). На территории Пакистана (в Сиркапе и Бхире), найдены при раскопках замечательные по мастерству изготовления браслеты, ожерелья и кольца. Некоторые племена Тамилнада (это место зарождения одной из древнейших культур — в районе Южного Аркота и в Маллапади обнаружены наскальные рисунки и остатки орудий труда доисторического человека) до сих пор носят украшения, подобные тем, что носили их предки на заре этой цивилизации. Это браслеты и нарукавники из плетеной травы, самобытные, грубо обработанные украшения из металла и кости. В более поздние эпохи эти виды украшений стали изготавливаться из более благородных материалов (трудоемких в обработке), приобрели изящество и изощренную отделку, сохранив основные формы, которые нельзя назвать «примитивными»…
В отделе древностей Лувра хранятся подвески, по мнению историков относящиеся к этрусской культуре. Они напоминают изделия, которые до сих пор носят в Тамилнаде. Индия — это путешествие в Прошлое. Она сберегла для потомков не только сари, но и украшения, тех культур, которых уже нет.

003

Индийские броши из Симлы — оригинальны и … напоминают старинные серебряные броши Ирландии, на ассирийских барельефах видны серьги — подобные тем, что носят в Гуджарате. Браслеты и пояса, найденные в Мохенджо Даро и Хараппе схожи с древнеегипетскими и вавилонскими. Даже некоторые браслеты ацтеков и майя, живших на расстоянии тысяч миль от Индии, имеют похожий дизайн.
Индия сохранила до сих пор одну из традиций Древнего Мира — украшения носят не только женщины, но и мужчины. Недаром на скульптурах многих древних рас количество одетых драгоценностей у мужчин и женщин — почти одинаково. Знаменитый греческий философ, целитель и пророк Аполлоний Тианский, постоянно носил одно из семи колец, сделанных для него индийским магом — это помогало ему сохранить до старости юношескую силу и бодрость.
Украшения, носимые мужчиной — подчеркивают не его женственность, а силу, мудрость, красоту; сила без красоты — лишь половина силы. Древние ценили гармонию и с помощью украшений могли усиливать свои внешние и внутренние качества. Индийские мастера создали не просто многообразие изделий, имеющих свое назначение, учитывая личность того, кому оно предназначалось. Они создали Науку Красоты, сохранившуюся до наших дней только в сделанных вручную предметах и передаваемых из поколения в поколение традициях…

004

Именно Индия была родиной кристаллотерапии (литотерапии) — искусства лечения болезней с помощью действия драгоценных камней (т.е. минералов). При этом в изготовлении украшений использовалось специально подобранное сочетание камней, и металлов. Учитывалась также цветовая гамма изделия — металл составлял с камнями не отдельные части, а единое целое. Украшения женщин относились к искушениям «шрингара», и за две тысячи лет эволюции ювелирного мастерства, стали совершенством. Ими украшали особые места на теле — для усиления их воздействия на чувства и настроение. Различные древнеиндийские трактаты рассказывают о том, что это делается не только ради собственного удовольствия, но и угодно богам — соединившим в единое красоту и эстетику… Украшения изображены на телах индийских богов и богинь. Например, супруга Шивы, Шакти в одном их трактатов — «сделала себе шестнадцать шрингара». К ним также относятся: украшения для носа – «натх», или «кока», ожерелья – «мала», браслеты – «чхури», «англенд» для рук, и «пайл» — для ног, кольца – «ангути», серьги различных видов «тходу», подведение глаз — «каджал», точка на лбу — «бинди», рисунки хной — «мехенди» и т.д. В Древности было популярно жевание особой смеси – «бетель», окрашивающей губы, язык и десны ярко-красным цветом. Смесь составлялась из извести, трав, и других добавок, с легким наркотическим и дезинфицирующим оттенком, которые заворачивали треугольником в лист и долго жевали. Поскольку она вызывала сильное слюноотделение – жующие постоянно сплевывали в специальный сосуд или поднос, а умение приготовления «бетеля» приобрело традиционную значимость в индийской эротике. Коробочки с «бетелем» — изготовлялись из драгоценных материалов и камней, их носили с собой, посылали возлюбленным, включали в приданное, или угощали в знак особого расположения. В современной Индии, к счастью обычай «одаривания» или жевания «бетеля» давно потерял свою прежнюю актуальность, в основном его любят пожилые люди в некоторых провинциях, а в городах можно заметить таблички с предупреждением, запрещающие сплевывание в общественных местах и на тротуарах. Кроме вышеперечисленного набора украшающих аксессуаров, использовали наклейки, рисунки на теле — «мехенди», и разные ювелирные изделия для «пирсинга». В соответствии с традициями, многие украшения помещают в определенные зоны «чакр» (энергетических точек на теле человека), особенное внимание этому воздействию уделяет наука о жизни называемая — «Аюрведа». Например: украшение «манг тикка» — с подвеской спускающейся с пробора в волосах, предназначена «высшей чакре сахасрара», связанной с гипофизом «чакре вечной молодости».

002

Украшения для лба – «бинди», подвеска на пробор «тикка», и пр., помогают активизировать центр интуиции и познаний, связанной с эпифизом «чакры третьего глаза — аджна». Украшения «мала» располагающееся в зоне гортани – в виде коротких ожерелий, бус и пр., тесно обнимающие шею, влияет на «вишудха чакру», отвечающую за щитовидную железу.
Украшение замужних женщин «мангаль сутра» — цепочка с подвеской, которое означает любовь и преданность как смысл жизни, соприкасается с центром любви и сердечного тепла, «анахата чакрой». Южно индийская цепочка и подвеска «тали» не имеет стандарта длины и следует своим традициям.
Украшения для бедер и талии — в виде подвесок, поясов «пети», «идуппиланийум вар», ритуальных орнаментов нарисованных хной, тату, и пр., соприкасается с солнечным сплетением, центром жизненной энергии «манипура чакра». Интересно, что именно в нижних чакрах – «свадхиштхана», «муладхара», прикрытых одеждой и не имеющих традиционных украшений, зарождаются энергии, на которые влияют украшения, активизирующие верхние энергетические центры. Нижние чакры, тесно связанны с сексуальностью.
Наиболее подробно творения древних мастеров-ювелиров, можно изучить на фресках Аджанты и на южно-индийских скульптурах.
Религиозные традиции Индии считают обязательным ношение драгоценностей в некоторых ситуациях (свадьба и т.д.). Украшения — это вложение капитала, своеобразный «страховой полис» женщины. Раньше каждому украшению давали собственное имя (бусы, пояса, браслеты, перстни и т.д. — имеют свое название), оно становилось частью дома и человека. Кроме того, многие женские украшения (особенно те, что одевают на свадьбу) играют роль оберегов, привлекают благосклонность богов, приносят счастье…
Мастерство ювелиров прославлялось в трактатах времен династий Маурья, Гуптов и южно-индийское королевства Виджаянагара (роскошь и изящество украшений при его дворе, всегда поражали европейцев). Тамильские мореплаватели путешествовали и основывали поселения на островах Индийского Океана, на территории современной Индонезии, Сингапура, Таиланда и т.д. — до сих пор в отдельных изделиях местных мастеров заметно влияние древнеиндийской цивилизации…
В шестнадцатом веке, с приходом в центральную Индию мусульман и основанием династии Великих Моголов, в ювелирных традициях Севера изменилось многое: на оборотной стороне украшений чаще стали появляться покрытие эмалью с изображением животных, птиц, растительного узора (запрет ислама изображать людей), а лицевую сторону инкрустировали драгоценными не ограненными камнями большого размера. Именно такое богатство украшений, как «тюрбан, украшенный рубином без оправы размером с орех с другой стороны — равный по величине бриллиант, пояс — из жемчуга, рубинов, бриллиантов, цепочка и браслеты из различных драгоценных камней…» описывали в своих мемуарах первые европейские путешественники, побывавшие при дворе Великих Моголов в Агре, а позднее — в Дели.
Именно в это время начался расцвет искусства финифти (влияние Персии), давно известной в Индии, но не получившей такого распространения как при мусульманах.
Традиционные изображения индийских богов и символов (трезубца, змеи, лотоса, гопурама — врат южно-индийского храма) в это время были популярны только на юге Индии и в местах паломничеств — Бенаресе и т.д…
Ремесло ювелиров, его секреты обычно передаются в семьях по наследству и уже с детства ученики начинают выполнять самуюсложную работу. «Даже такому тонкому и чуткому инструменту как рука индуса, не достает аккуратности при изготовлении индийской воздушной филиграни, и с этой паутиной из проволоки работают лишь дети» (из описания проходившей во Франции в 1886 году выставки ювелирных изделий).
Серебряная филигрань — это цепочки, серьги, кольца, изготовленные из гибкой серебряной проволоки, образующей тончайший воздушный узор со «снежным блеском». В Индии до сих пор славится филигрань Ориссы, изготавливаемая лишь мастерами города Каттака Приход европейцев привел к утрате многих традиций — чужаков интересовало не изящество работы, а количество золота и драгоценных камней в изделии. Они были наемниками и торговцами (а не эстетами), способными переплавить на металл или распилить на отдельные камни прекраснейшие украшения — чтобы быстрее продать и отобрать у «этих дикарей» другие «побрякушки».
Про завоевателя Бенгалии, лорда Роберта Клайва, известный писатель Хорэйс Уолпол писал: «Прибыл генерал Клайв, обладатель поместий и бесчисленных бриллиантов. Когда нищий просит у него милостыню, он отвечает: «Друг мой, у меня сейчас нет с собой мелких бриллиантов».
В настоящее время в Мадрасе действует Викторианский Институт — как фонд помощи мастерам. Он выделяет стипендии и организует выставки. Более трех десятилетий существует Всеиндийский Совет по кустарным промыслам. Совет присуждает две премии — Лучшему Мастеру и Национальная премия, которую вручает президент Индии.

Из книги Арти Д. Александер. «Fashion India. Энциклопедия».