Чет ван Дузер. Морские чудовища на картах Средних веков и эпохи Возрождения

морские чудовища на картах ВозрожденияВо времена Средневековья и Возрождения для европейцев известный им мир был не таким огромным и бескрайним. Далее начинались неизвестные земли и моря, полные чудес и чудовищ. В красочном фолианте рассказывается о существах (реальных и мифических), которые по представлениям живших столетия назад людей обитали в воде и воспринимались как чудо. Многие из этих морских чудовищ, изображенных на средневековых картах, «представляют собой гибридов, наделённых чертами как рыб, так и сухопутных животных: например, морская собака, морской лев и морская свинья. Происхождением своим многие из них обязаны бытовавшей в тот период и восходящей ко временам Античности теории, что каждому живому существу на суше найдется соответствие в морской стихии…

левиафан

Марку Туллию Цицерону, древнеримскому философу, государственному деятелю и оратору, принадлежит вымышленное описание сна военачальника Сципиона Эмилиана. Сципион якобы во сне перенесся на небо и оттуда, с высоты, увидел землю во всем разнообразии ее климатических зон — от холода на полюсах до жары на экваторе. Приблизительно в 400 году Феодосий Макробий написал «Комментарий ко Сну Сципиона», и во множестве средневековых списков этого труда стали появляться вселенские карты с обозначениями климатических зон. Однако, мне известна лишь одна из Макробиевых карт, где изображены морские чудовища, а именно, Лейденская вселенская карта.

В северо-западной части омывающего землю океана ясно видна морская собака, изображенная, не как гибридное животное, а просто как собака в океане; в северо-восточной стороне океана мы видим другой туманный рисунок, скорее всего, замысливаемый как изображение морского медведя, но, опять-таки, никаких гибридных черт животное не несет. В центре карты, в водах экваториального океана (на карте обозначенного как verus oceanus, или океан истинный) плавает большая рыба. Все эти примитивно выполненные рисунки, надо думать, созданы по прихоти художника, ибо никакие морские монстры на карте текстом Макробия не предусмотрены, и традиции, изображать их в его списках, нет».

В главе «Воображаемая карта с морскими чудовищами» говорится о поэме, озаглавленной «Графине Адели», в которой описано убранство покоев, которое принадлежало этой графине, дочери Вильгельма Завоевателя. В этих покоях потолки украшала роспись под звездное ночное небо, а пол представлял собой карту земли, где суша была окружена океанами, причем в описании говорится, что «на карте изображены различные животные и расы чудовищ вида самого причудливого, причем каждому подписано имя. Начиная свое описание со всеобъятого океана, он говорит об островах, китах, кашалотах и прочих морских монстрах».

Отдельные главы посвящены китам – размерам с гору, ужасным монстрам Индийского океана, костру на спине кита, глобусу Меркатора, и морским чудовищам, резвящимся среди островов Средиземноморья.

В книгу включено более сотни цветных иллюстраций, среди которых изображения: рыбочеловека (тритона), водяного быка-единорога, водяного слона, морского козла и морского льва, водяного дракона, сирены возле корабля в Южном океане, человека внутри большого морского чудовища, короля Португалии Мануэла верхом на морском чудовище, ремару – существо, которое якобы могло останавливать корабли; змееподобного монстра, свернувшего в кольцо вокруг обитаемой суши —  библейского Левиафана, подобным образом описанного в ряде старинных манускриптов.