Мохаммад-Казем Мазинани. Последний из Саларов

последний из саларовВ романе известного иранского писателя воссоздана обширная панорама жизни нескольких поколений одного семейства, примечательного близким родством с династией Каджаров, царствовавшей в Иране с конца XVIII до первой четверти ХХ века. Поэтому история семьи Саларов тесно переплетена с жизнью всей страны.

Родоначальник – «Большой шазде», один из сыновей Фетх-Али Шаха, — построил обширную усадьбу и собрал в ней немалые богатства, приумноженные следующим поколением. «Помещения хозяина ломились от разного добра и утвари: тут были керманские ковры ручной вышивки и хрустальные вазы, фаянсовые блюда и бронзовые подсвечники, фарфоровые чаши и кубки, шкатулки из трехцветных опалов, часы с узорами по эмали и кашмирские шали с коронами и венцами, кувшины с инкрустациями и резные столики… И повсюду разбросаны подушки для сидения. Почетное место на стенах Салары отводили саблям и огнестрельному оружию: от «Маузеров» до дедовских ружей, заряжаемых со ствола».

Сын «Большого шазде» когда-то был главой совместной «Ирано-русской пограничной комиссии» и участвовал в подготовке Ахалского договора. Это документ, подписанный в 1881 году представителями Персии и России, официально засвидетельствовал переход Туркестана под власть Российской империи.

Но высокое положение, влияние и власть остались в прошлом. На склоне лет последний отпрыск знатного рода размышляет о причудах человеческих судеб, вспоминая собственную жизнь и рассказы предков. Благодаря этому действие развивается сразу в нескольких временных пластах, придавая роману поистине эпический размах.