Джеймс Хилл Екатерина Рускевич, Анна Петрова, Евгения Куделина. Монументальная мозаика Москвы: между утопией и пропагандой

мозаика

 

В полноцветной книге описано, как возникла и развивалась советская монументальная мозаика в Москве во всем разнообразии советского периода. В издание включены более ста фотографий мозаик, сделанных английским фотографом Джеймсом Хиллом, обладателем Пулитцеровской премии и лауреатом World Press Photo.

В 1930-х годах искусство монументальной мозаики было одним из средств наглядной пропаганды. К 1932 году население Москвы приближалось к трем миллионам жителей, в столицу прибывали туристы из-за рубежа, гости из других городов и советских республик. Поэтому строившееся московское метро, новые улицы и площади столицы должны были вызывать у людей восхищение, а их оформление – отражать этапы развития страны, ее достижения, решения партийных съездов, дружбу народов и образы новой советской мифологии.

В стране был взят единой курс на «светлое будущее». Создатели образов, литературных и изобразительных, были взяты под присмотр и контроль. Для этого Политбюро ЦК ВКП(б) 23 апреля 1932 году принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций».

25 июня 1932 года был создан Московский Областной Союз советских художников, членами правления стали: Сергей Герасимов, Александр Дейнека, Константин Юон, Павел Кузнецов, Аристарх Лентулов, Д. Моор, Павел Радимов, Георгий Ряжский…2 августа был создан Ленинградский областной Союз советских художников, его первым Председателем  избрали К. С. Петрова-Водкина. 11 октября 1932 года было принято постановление ВЦИК и СНК принимают «О создании Академии художеств».

17 августа  1934 года в Москве открылся Первый съезд советских писателей, на котором основным методом советской литературы и советской критики был признан  социалистический реализм,, «требующим от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии». Были организованы мастерские «Художник», затем создан Союз художников и Художественный фонд СССР.

В середине – конце 1930-х годов одной из самых популярных тем в московской мозаике становятся авиаторы. Так в созданной в 1938 году «Маяковской» сюите Александра Дейнеки изображено большое количество самолетов, парашютов и дирижаблей на фоне ночного неба у кремлевских башен, символизируя, что советские ВВС находятся всегда на страже Родины.

«Пропаганда спорта в СССР велась активно: уроки в школах, училищах и вузах, утренние зарядки по радио, спортивные парады на центральных площадях, нормы ГТО, дворовой футбол и хоккей были призваны все новые здоровые поколения советских граждан.

«Спорт имеет одну великолепную особенность, — утверждал художник и спортсмен Александр Дейнека, — он укладывается в разнообразнейшие рамки искусства. Как тема он неисчерпаем, ибо он демократичен и популярен… Спорт вмещает в себя оттенки ощущения. Он лиричен, н мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического».

Смальтовые спортсмены Дейнеки – лыжник и пловцы – пролетают над пассажирами «Маяковской», а трое юношей с «Парада физкультурников» несут стоящую на круглом щите спортсменку на потолке вестибюля «Новокузнецкой» (1943). Справа от этой гимнастической пирамиды атлеты с обнаженными торсами в узбекских тюбетейках проносят военно-морской флаг СССР, утвержденный в 1935 году».

Последними примерами Большого стиля, сталинской «дворцовой эпохи», стали московские высотки (главный корпус МГУ) и павильоны ВДНХ.