Анри Корбен. Световой человек в иранском суфизме

Световой-человек-в-иранском-суфизме1Уникальное научное исследование принадлежит перу известного французского ученого, философа и историка – Анри Корбена. Его имя входит в золотой фонд мировой иранистики.

Иранская культура восходит своими корнями к зороастризму, для которого свет имеет чрезвычайно большое значение и ассоциируется с совершенным благом. Но и исламской культуре не чужда световая символика: одна из сур Корана так и называется — «Свет». Нет ничего удивительного в том, что средневековый иранский мистицизм часто обращается к световой тематике. В этой книге, как раз рассматривается тема «светового человека» или «человека света» в иранском суфизме. Корбен пишет, что это — небесный или духовный двойник земного человека, «свидетель в небе», «сокрытый наставник», пребывающая в каждом из нас частица света, которая стремится соединиться со Всеобщим Светом. «Совершенная Природа может явиться собственной персоной лишь тому, чья природа совершенна, то есть световому человеку…». А первосвет, этот важнейший символ, исходит «ни с востока, ни с запада», но рассеивает тьму, воплощающую сумерки духа человеческого и угрожающие ему опасности.

Автор также рассматривает Герметическую идею Совершенной Природы, Нус Гермеса и «Пастыря» Гермы, Космического севера и «восточной теософии» Сухраварди. «В силу той же перемены ролей и двойственности, которые в суфизме делают «горнего Свидетеля» то Созерцаемым, то Созерцателем, световой человек может представать одновременно вожатым и ведомым… Под «силой внутри нас», внутри каждого из нас, нельзя понимать коллективного вожатого, коллективные проявления и соотношения, тождественные для всех душ света».

Завершают книгу главы «Цветовой мир и световой человек» и «Физиологические» цвета у Гете». В последней анализируется связь между понятием «светового человека» и гетевским представлением о цвете.