Полет, которого не было

марка крякутной — копия

В 1956 году в СССР выпустили почтовую марку в честь 225-летия первого в мире полёта на аэростате русского изобретателя Крякутного. Этого воздухоплавателя упоминали в газетах, проходили мероприятия, посвященные его полету, в расположенном в Костромской области городке Нерехте (Крякутной оттуда родом) в честь него назвали улицу и поставили летуну памятник.

Был опубликован роман известного детского писателя А. М. Волкова «Чудесный шар», рассказывающий воздухоплавании в России. Его предваряла цитата, посвященная Крякутному.

Упоминания о полете появились в центральных газетах и научно-популярных изданиях. В том числе  — в опубликованной в 1950 году книге С. Вишенкова «Александр Можайский»: «В 1731 году в Рязани подьячий Крякутный построил воздушный шар и совершил на нём удачный подъём (…) Так, за 52 года до братьев Монгольфье, долгое время считавшихся изобретателями воздушного шара, русский человек Крякутный построил воздушный шар и испытал его».

Помимо этого, полет Крякутного удостоился отдельной статьи  во втором издании Большой советской энциклопедии  и попал в школьные учебники. Упоминался Крякутной и в  третьем издании Большой советской энциклопедии, в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублёв», и в романе Валентина Пикуля «Слово и дело».

Исправления в той самой рукописи А. И. Сулакадзева были обнаружены в 1910 году сотрудниками Мюнхенского музей открытий и изобретений, получивших из Российской империи (от г-на  Александр Родных) фотокопию двух листов. А в  1951 году рукопись А. И. Сулакадзева, поступившая в рукописный отдел Библиотеки АН СССР, где были обнаружены исправления, была отправлена на экспертизу  Библиотеки Лаборатории консервации и реставрации документов АН СССР, показавшую, что вместо «нерехтец Крякутной фурвин» стоял другой текст.

Таким образом было подтверждено, что ни полета Крякутного, ни его самого не было. Полет и летун были выдуманы.  Да и сам первоисточник, на который все ссылались – подделка. Причем – дважды: из сделанного в начале XIX века Александром Сулакадзевым «документа» о полёте немца Фурцеля на наполненном дымом шаре в Рязани в 1731 году, уже в начале XX века новый владелец «документа» Александр Родных, отечественный популяризатор и историк науки, специалист по истории воздухоплавания, научный журналист, (и один из первых пропагандистов идей К. Циолковского), будучи патриотом, поверх прежнего слова в тексте — «немец» — написал «нерехтинец» и добавил летуну русскую фамилию «Крякутной».