Петр Казаку. Исламское религиозное воспитание в Германии

воспитание в германии

Современный мир устроен так, что во многих странах люди, принадлежащие к разным религиям и культурам, соприкасаются в повседневной жизни достаточно тесно. Нередко результатом взаимодействия культур становятся острые конфликты. Поэтому вопрос, как избежать таких конфликтов, не ущемляя ничьих прав, имеет первостепенное значение. Книга «Исламское религиозное воспитание в Германии»   написана Петром Казаку, православным ученым-теологом с большим опытом работы в системе германского религиозного образования. Работа посвящена основополагающим аспектам современных христианско-мусульманских отношений, проблемам интеграции мусульманских сообществ в германский социум. Эти проблемы актуальны сегодня для многих западноевропейских стран. Мусульманская община стала важной составной частью европейского общества. Одной из форм присутствия религии в сфере гражданского общества является религиозное воспитание детей в рамках государственных общеобразовательных школ; и хотя такой опыт в одном государстве может быть неповторимым, обращение к нему поучительно.

Для современной России вопросы, поднимаемые в этом издании, имеют особую важность, как для традиционно многоконфессиональной страны. Определенные правила мирного сосуществования представителей разных религий сложились здесь еще во времена Российской империи. В советское время официальная идеология прямо указывала на равенство всех народов, но, с другой стороны, религиозность в эпоху СССР одобрения не встречала, причем, в таких условиях приходилось существовать исповедующим любую религию.

«Обмен культурными ценностями между двумя религиозными мирами существовал всегда. Однако сегодня под межрелигиозным диалогом мы все чаще начинаем понимать не стихийный, подспудный обмен информацией, а сознательную ориентацию на взаимопонимание. Это сложный процесс, требующий, как теоретического осмысления, так и институционального оформления. Такой диалог только начинается в наши дни. Именно поэтому у науки о диалоге есть еще одна существенная особенность: она в равной мере исследует диалог и творит его, она не только наука о диалоге, но и сама по себе является наукой диалога».

По мнению автора книги, сегодня уже можно с уверенностью говорить о возникновении принципиально нового междисциплинарного научно-богословского направления в гуманитарном знании. Междисциплинарного − поскольку исследование диалога необходимо предполагает сочетание различных научных методик и навыков: компаративно-религиоведческих, востоковедных, герменевтических, богословских…

За последние примерно 60 лет на Западе возникла обширнейшая научная, а вслед за ней и популяризаторская литература, посвященная проблемам исламо-христианских отношений и диалога. В ней учитываются последние достижения социологии и общественной психологии, а также тенденции к осознанному выбору мирного сосуществования.